3. Анализ F2. Cначала необходимо понять - какое расщепление произошло в F2. Как многим могло показаться, что ничего сложного здесь нет. Например, произошло следующее расщепление - 140 зеленых, 100 красных и 20 желтых. Что сначала приходит в голову? 7:5:1. Но это "путь в никуда"! Почему?
Потому что для подсчета соотношений в F2 существуют определенные правила.
Для начала необходимо предположить кол-во генов, участвующих в определении признака. Как это сделать?
Для этого нужно посмотреть сколько классов образовалось в F2 и каково их примерное соотношение.
Если образовалось более 3-х классов, то можно с уверенностью говорить, что в определении признака участвует 2 и более генов. Однако, 2-3 класса также не всегда говорят о том, что это разные аллельные варианты одного гена (конечно если это не 3:1 или 1:2:1).
Как же правильно посчитать соотношение?
Сначала нужно определить (предположить) предполагаемое кол-во генов участвующих в определении признака. Далее нужно подсчитать кол-во возможных вариантов генотипов, которые образуются в F2.
Это делается по формуле: Х= 4 в степени n,
где n - предполагаемое кол-во генов, а Х - кол-во возможных вариантов генотипов.
Например, у нас 2 гена - значит Х=16.
Далеее общее кол-во рыб в F2 (а также кол-во самок и самцов) делится на 16 и мы получаем 1/16часть.
Учитывая что возможных вариантов генотипов 16 мы можем разделить кол-во рыб в каждом классе (например всех краснохвостых) на 16. В нашем примере 100/16 будет примерно равно 6. А 20/16 - около 1. Остальные остальные 140 (это 9 ) были зелеными.
Мы получили истинное расщепление 9:6:1, а не 7:5:1.
Расписав решетку Пеннета можно легко понять взаимодействие аллелей двух генов...